SWOT-анализ — что такое, как проводить

Ведение бизнеса требует постоянного мониторинга обстановки и оперативной реакции на любые ее изменения. Условия работы меняются, конкуренты растут, появляются новые игроки на рынке. Чтобы оставаться не просто на плаву, а в лидерах, необходимо регулярно проводить анализ положения и возможностей компании на рынке. Многие руководители и владельцы этого не делают, считая задачу дорогой и трудозатратной. Но есть простой и доступный способ – SWOT.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT – аббревиатура слов: Strengths – силы, Weaknesses – слабости, Opportunities – благоприятные возможности и Threats – угрозы. Это универсальная методика, позволяющая учесть плюсы и минусы любого проекта, выявить позитивные и негативные факторы, которые влияют на успех и неудачи предприятия и, исходя из этого, выработать стратегию развития. Особенность SWOT-анализа – применение не исключительно для бизнеса, но и в качестве инструмента саморазвития.

Что касается SWOT-анализа организации, то он предполагает оценку следующих факторов:

  • Strengths – конкурентные преимущества, такие как низкая себестоимость производства, высокая прибыль, работа напрямую с потребителем, популярность бренда и т.д.
  • Weaknesses – внутренние факторы, снижающие конкурентоспособность. К таковым относятся кадровый дефицит, небольшая целевая аудитория, малоэффективная реклама и другие негативные причины.
  • Opportunities – внешние факторы, которые положительно отражаются или в будущем могут отразиться на росте бизнеса. Это улучшение позиций в поисковой выдаче, разорение конкурентов, большое количество положительных отзывов о компании в интернете и др.
  • Threats – внешние факторы, которые могут негативно сказаться на развитии предприятия. К таковым относится сужение рынка сбыта, появление новых крупных конкурентов, ужесточение государственных регуляторов и т.д.

Сильные и слабые стороны в SWOT-анализе – это внутренние факторы компании, которые можно изменить при определенных корректировках и работе. На внешние факторы – благоприятные возможности и угрозы – напрямую повлиять нельзя, так как они – характеристика рынка. Но и внешние, и внутренние факторы со временем неизменно меняются, поэтому аналитика должна вестись постоянно. 

SWOT-метод позволяет делать это быстро и без существенных финансовых и трудовых затрат.

Преимущества и недостатки SWOT-анализа

Методика позволяет выработать стратегию развития как для нового бизнеса, так и для существующих и функционирующих уже длительное время предприятий. Но при ее использовании следует помнить об особенностях (как сильных, так и слабых сторонах SWOT-анализа). Среди его преимуществ следует выделить:

  • Универсальность. Метод применим для всех участников рынка, вне зависимости от того, занимаются ли они производством, продажей, работают с товарами или услугами. SWOT-анализ можно использовать даже для оценки работы отдельных подразделений компании.
  • Простота. Проведение SWOT-анализа не требует привлечения специалистов, использования сложных расчетов, построения графиков. Руководитель или менеджер компании на основании данных о положении дел внутри организации и общего представления о рынке может легко проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы.
  • Комплексный подход. При SWOT-оценке в расчет берутся как внутренние, так и внешние факторы, что позволяет сделать анализ более объективным, а не односторонним.

Но при всей своей универсальности и привлекательности методика не лишена и недостатков, что также следует учитывать при оценке. Основные минусы SWOT-анализа:

  • Субъективность оценки. В отличие от других методик, в SWOT-анализе не существует четко определенного набора параметров для оценки. Из-за этого результаты могут существенно разниться (в зависимости от личного мнения и приоритетов конкретного аналитика).
  • Неопределенность результатов. SWOT-анализ позволяет получить общее представление о положении на рынке и внутри компании, но при этом не дает каких-то количественных показателей.

Поэтому к анализу стоит подходить со всей осторожностью, не принимая его за истину в последней инстанции.

Как правильно провести SWOT-анализ?

Существует ряд правил и рекомендаций, используя которые можно получить наиболее полные и объективные результаты, конечно, с поправкой на вышеупомянутую общую субъективность. Алгоритм выполнения SWOT-анализа следующий:

  1. Составьте вопросы для анализа по каждому из факторов.
  2. Составьте таблицу, в которую будут вноситься результаты.
  3. Проанализируйте сильные и слабые стороны компании со стороны покупателя. Для большей объективности хорошо подойдет интервьюирование.
  4. Оцените положительные внешние факторы, предоставляющие компании возможности роста.
  5. Проанализируйте и оцените угрозы для бизнеса.

Для повышения объективности при анализе можно выставлять оценки, например, по пяти- или десятибалльной шкале. Это позволит сделать результаты анализа более наглядными, хотя и займет больше времени.

Решения по результатам SWOT-анализа

Сама по себе аналитика не является самоцелью – важно сделать из нее правильные выводы, что позволит справиться с трудностями и обеспечить дальнейшее развитие бизнеса. Ниже несколько примеров ситуаций и выводов из них:

  1. Сотрудники техподдержки не справляются с объемом обращений. Оцените качество товара, проверьте инструкции на адекватность и понятность, проведите кампанию с рассказом о том, как правильно пользоваться товаром.
  2. Растет стоимость арендной платы розничных магазинов. Откройте интернет-магазин и постепенно переносите объем продаж из офлайна в онлайн.
  3. Мобильная версия сайта работает слишком медленно, что делает ее неудобной для пользователей смартфонов и мобильного интернета. Обновите мобильную версию для повышения конверсии и увеличения числа продаж у пользователей мобильных устройств.
  4. Производственное оборудование часто выходит из строя, что приводит к вынужденным простоям, а средств на покупку нового нет. Приобретите требуемые станки в лизинг или найдите партнеров, которые предоставят оборудование в аренду или на условиях сотрудничества.
  5. Большую часть органического трафика обеспечивает группа ВК. В случае ее блокировки компания рискует потерять многих покупателей. Начните развивать другие направления – YouTube-канал, страницу в Facebook, займитесь поисковой оптимизацией сайта.

Чтобы обеспечить объективные результаты SWOT-анализа, проводите его не только для компании в целом, но и для отдельных направлений бизнеса. При этом учитывайте только значимые факторы и интересуйтесь мнением потенциальных покупателей. При правильном подходе SWOT-анализ позволит получить актуальную информацию и принять эффективные решения по развитию бизнеса.

Поделиться:
0 Комментариев в SWOT-анализ — что такое, как проводить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + пять =

Заказать обратный звонок

 

×
Обратный звонок:

 

Спасибо, в ближайшее время мы Вам перезвоним.

×